5 племен, 5 эпох

1) Партолон — предводитель первого из мифических племён, правивших Ирландией. Имя Партолон не ирландского происхождения, оно происходит от искажённого имени Варфоломей, которое значит «сын того, кто останавливает воды» (воды потопа).
Партолон пришёл в ирландскую землю после великого потопа, а с ним пришло и много народа из его земель. Предполагается, что этот народ приплыл с запада, где ирландцы помещали волшебную страну, Остров Живых, то есть Остров Блаженных. Примечательно, что отца Партолона звали Сера, что может значить именно запад.
Когда Партолон и его народ пришли в Ирландию, там была только одна равнина, Сен Маг («старая равнина»), три озера и девять рек. Племя Партолона добавило ещё семь озёр. О создании одного из них, Лох Рудрайге, существует легенда, согласно которой для умершего сына Партолона, Рудрайге, выкопали могилу, но на её дне забил источник, наполнивший яму водой, и вскоре на этом месте разлилось озеро. Поднимая целину и занимаясь благоустройством Ирландии, народ Партолона создал ещё три равнины.
Во времена Партолона многие вещи происходили впервые. Так его жена совершила первую супружескую измену в истории страны. Обнаруживший это муж убил в гневе незаконнорожденого ребенка, и это было первым проявлением ревности в Ирландии. Оправдываясь перед мужем, жена Партолона обвинила его в случившимся. Она заявила, что «оставлять одно с другим всегда опасно», имея в виду мужчину и женщину (супруг уехал на рыбалку, оставив жену наедине со своим слугой). Так в Ирландии прозвучали слова первого приговора, названного «Правом жены Партолона». Также племя Партолона изобрело рыбную ловлю, охоту и земледелие, построило первое жилище и гостиницу, создаёт первый котелок и изобретает пивоварение.
При Партолоне же случилась первая в истории страны битва с фоморами, которая длилась семь дней и в которой жители Ирландии одержали победу над враждебным племенем.
Спустя триста лет после победы над силами зла, фоморами, 1 мая (Белтейн) случилось странное, необъяснимое поветрие: неизвестная болезнь уносила жизни одного партолонца за другим. Понимая неизбежность своей судьбы, ирландцы собрались все вместе на равнине Сен Маг, чтобы живым было легче хоронить умерших. За семь дней болезнь унесла с собой жизнь всего племени Партолона: пять тысяч мужчин и четыре тысячи женщин.
Считается что холм, именуемый на картах Таллахт, располагающийся в окрестностях Дублина, известный в старину под названием Тамлехт Муинтре Партолайн (чумная могила племени Партолона) — то самое место погребения легендарного племени.

2) Немед — предводитель второго из мифических племён, правивших Ирландией (см. Ирландская мифология). Имя значит «Священный».
Спустя тридцать лет после смерти племени Партолона в страну прибыли новые поселенцы, во главе с Немедом, согласно «Книге Бурой Коровы» (1100 г.), числом девять человек: Немед, четверо мужчин и четверо женщин. Как и племя Партолона, эти люди пришли из Страны Мёртвых.
Это племя продолжило заниматься тем же, чем занимались их предшественники: изменением облика Ирландии. Появилось двенадцать новых равнин и четыре озера. История об одном из таких озер, Лох Аннин, совпадает с историей об озере Лох Рудрайге (см. Партолон), только на этот раз копалась могила для сына Немеда, Аннина.
Это племя построило две первые крепости, в которых жили короли. Как гласит предание, ров одной из крепостей был вырыт за день четвёркой братьев-умельцев.
Немед опасался ловкости и проворности четверых братьев, вырывших ров за один день, поэтому приказал умертвить их. Как оказалось, это были фоморы, которые снова появились в Ирландии, и теперь Немеду и его людям пришлось сражаться с захватчиками. Всего было дано четыре сражения, и все они были выиграны Немедом, но как и племя Партолона, новые жители Ирландии подверглись странной эпидемии, которая унесла две тысячи душ. Среди павших был и сам вождь.
Ослабшие, лишившиеся своего предводителя, потомки Немеда проиграли фоморам, которых вели два короля: Морк, сын Деле, и Конанд, сын Фебара. Конанд воздвиг на маленьком острове Тори, что у северо-западной оконечности Ирландии, башню из стекла, которая стала оплотом фоморов в Ирландии, и откуда они распространяли свою власть на побеждённый народ Немеда, обложив страну страшной данью: каждый год, 1 ноября (Самайн) ирландцы были вынуждены отдавать две трети своего урожая, молока и новорождённых детей фоморам.
Ирландцы не могли долго мириться со страшной судьбой порабощённого народа. Они собрали новое, шестидесятитысячное войско и под предводительством сыновей Немеда: Старна, Иаборна и Фергуса Летдерга атаковали оплот Конанда, разбили войска фоморов и убили завоевателя. Однако второй король фоморов, Морк, вскоре привёл в Ирландию на кораблях своё войско и разбил армию ирландцев. В живых остались только тридцать потомков Немеда, во главе с его наследниками. Какое-то время выжившие скитались по стране, прячась от захватчиков, но болезни и гнёт фоморов вынудили их покинуть родную Ирландию.
Иаборн увёл своих людей на «Север Мира», где дал начало новому племени, Туата Де Дананн, т. н. Племена богини Дану, Старн увёл своих людей в Грецию, откуда его потомки вернулись в Ирландию, известные как Фир Болг.

3) Фир Болг — в ирландской мифологии третье из мифических племён, правивших Ирландией. В легендарной ирландской истории эта раса не играет существенной роли.
Фир Болг являются потомками сына Немеда, Старна, который после изгнания увёл свой народ в Грецию. Негостеприимные греки заставили беженцев выполнять тяжёлые работы: ирландцы таскали землю с плодородных полей на скалы, чтобы греки могли разбить там свои сады. Землю рабочие таскали в мешках (по-ирландски «болг»), откуда, видимо, и происходит имя этого племени: Фир Болг — дословно «люди мешков». Устав от невольничьей жизни, люди Старна сделали себе лодки из своих мешков и отплыли в Ирландию, куда прибыли 1 августа, в день Лугнаса. Вместе с ними прибыли т. н. Фир Домнан и Галейон, но все три народа считали себя одной расой, поэтому носят общее название Фир Болг.
С приходом Фир Болг закончилась «аграрная» эра Ирландии: новые поселенцы не создавали новых равнин и озёр, как это делали два предыдущих племени ирландцев. Но именно эта раса начала политическое оформление страны и положила начало традиции священной королевской власти.
Самым заметным из правителей Фир Болг в легендарной истории был Эохайд Мак Эрк, взявший в жены Тайльтиу, дочь короля Страны Мёртвых. Об Эохайде говорили, что «в его время не шёл дождь, только выпадала роса; не было ни одного неурожайного года». Кроме того, легендарная история страны утверждает, что именно этот король заложил основы правосудия в Ирландии. Именно «золотой век» Эохайда, видимо, и стал временем рождения убеждённости, что не только расцвет государства, но и урожайность земли зависят от хорошего короля.

4) Туат(а) Де Дананн (др. ирл. Tuatha Dé Danann, древнеирландское произношение /tuːaθa ðʲeː ðaNaN/, современное ирландское произношение /t̪ˠuːəhə dʲeː d̪ˠan̪ˠən̪ˠ/, Туаха де Дананн) — Племя(Племена) / Народ богини Дану — четвёртое из мифических племён, правивших Ирландией.
Термин впервые зафиксирован в стихах en:Eochaid ua Flannacáin (†1004) — церковнослужителя, одного из столпов развития ирландской псевдоисторической литературы. В более ранних источниках говорится о др. ирл. Fir Dé — «Люди богов», или др. ирл. Tuath(a) Dé — «Племя(Племена) богов». Вероятно, Tuatha Dé Danann является расширенной формой, призванной устранить двусмысленность термина Tuath Dé, применявшегося как по отношению к старым ирландским богам, так и для обозначения «народа божьего» — Израиля. Eochaid ua Flannacáin косвенно объясняет значение термина как «Племена богини Donann», он же является самым ранним источником выражения «Donann, мать богов». Не существует традиций, связанных с такой богиней, и название ведёт себя несоответственно нормальному ирландскому имени собственному; в частности, оно несклоняемо употребляется в родительном падеже, что подразумевает — скорее существование Donann проистекает из названия группы Tuatha Dé Donann, чем наоборот.[1]
Представителей этого племени Туан Мак Кайрилл назвал кельтскими «богами», однако, назвать их богами можно только с натяжкой, несмотря на то что барды видели в них «самых красивых, самых изысканных в одежде и вооружении, самых искусных в игре на музыкальных инструментах, самых одарённых умом из всех, кто когда-либо приходил в Ирландию». «Книга Арма» (VIII в.) низводит это племя лишь до dei terreni, то есть сил земли, ведающих плодородием и водой, обитающих в холмах реках и озёрах. В таком понимании они именуются сидами, и сравниваются с фейри (феями) или эльфами.
Туата Де Дананн были потомками сына Немеда, Иаборна, который после изгнания ушёл на «Север Мира». На Северных островах, где они пребывали до прихода в Ирландию, этот народ изучал ремёсла, науки и тайную мудрость друидов, пока не превзошли в этих искусствах всех людей. Из родных краёв Туата Де Дананн принесли с собой четыре магических предмета, артефакта.
Первым магическим предметом было копьё Луга (Spear Lúin, Spear of Lugh), которое всегда даровало победу своему обладателю.
Вторым — котёл Дагды: «Не случалось людям уйти от него голодными», — он был котлом изобилия, способным накормить любое число проголодавшихся. Котёл Дагды не отделим от копья Луга: первый должен быть наполнен кровью или ядом, затем в него следует погрузить копьё Луга, чтобы оно не уничтожило всех врагов.
Третий артефакт — меч Нуаду (Claíomh Solais, Claidheamh Solius, «Меч Солнца, Меч Света») : «Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уже не мог от него уклониться, и удар его невозможно было отразить».
Четвёртым магическим предметом был камень Фаль, камень судьбы, который начинал громко кричать, когда тот, кому суждено было быть истинным королём Ирландии, вставал на него.
Существуют две версии истории о прибытии Племён богини Дану. Более ранняя версия утверждает, что их в Ирландию принесли по воздуху тёмные облака, застилавшие солнечный свет в течение трёх дней. По второй версии, Племена богини Дану прибыли, как и все их предшественники, на кораблях, но сожгли их сразу после высадки на берег.
Когда они пришли в Ирландию, Фир Болг ещё владели этими землями. Магическое облако скрывало Племена богини Дану от глаз Фир Болг, но когда облако рассеялось, местные жители обнаружили, что северо-западная часть Коннахта захвачена неизвестными противниками. Тогда Фир Болг послали своего воина по имени Сренг в лагерь пришельцев. Те же выслали на встречу Бреса. Воины обменялись копьями. Копья коренных жителей были тяжелы, а копья Племён богини Дану — легки, но остры. Некоторые исследователи видят в этом противопоставление грубой физической силы и интеллекта.
Брес предложил Фир Болг поделить Ирландию поровну. В случае принятия предложения Племена богини Дану обещали дружбу и помощь в совместной защите земель от будущих захватчиков. Но коренные жители Ирландии отклонили это предложение, побоявшись, что если Племена богини Дану так легко получат желаемое, они могут впоследствии пожелать большего. Между двумя народами состоялось сражение, т. н. Битва при Маг Туиред, но пришельцы, обладающие многими волшебными способностями, победили. В итоге между племенами был заключён договор, по которому Фир Болг получали Коннахт, а Племена богини Дану — всю оставшуюся Ирландию.
До прихода в Ирландию Племена богини Дану заключили союз с фоморами. Теперь же, когда после битвы с Фир Болг встал вопрос о том, кому быть королём Ирландии, кандидатура вождя Нуаду отпала, так как тот лишился руки, а по поверью увечный король не может привести страну к процветанию. Тогда женщины племени предложили кандидатуру Бреса, сына Элаты, одного из королей фоморов. Это должно было скрепить союз.
Но Брес оказался плохим правителем и был изгнан. Тогда со своей матерью он отправился к отцу, который направил сына к другому королю фоморов Балору, по прозвищу Дурной Глаз, взгляд единственного глаза которого мог убить. Вместе с Балором Брес пошёл войной на Ирландию, чтобы вернуть себе власть. Состоялась вторая битва в истории Туата Де Дананн. Под ужасным взглядом огромного ока Балора пали многие отважные воины, но Луг, внук этого короля фоморов, сумел выбить смертоносный глаз камнем. В итоге захватчики потерпели полное поражение.
Третьей битвой в истории Туата Де Дананн была битва с Сыновьями Миля, предками современных людей, живущих в Ирландии. Битва состоялась при Таильтиу, в ходе неё погибли три короля и королевы Племён богини Дану, а также множество их воинов. Чтобы спастись от захватчиков, Племена богини Дану применили свои чары и набросили на себя покров невидимости. С тех пор существуют две Ирландии: земная и невидимая страна королей Племён богини Дану, недоступная людям.

5) Сыновья Миля, или гойделы, — в ирландской мифологии пятое и последнее из мифических племён, правивших Ирландией. Согласно ирландской мифологической космогонии, Сыновья Миля являются предками современных людей, населяющих эту страну.
Гойделы после долгих странствий через Египет, Крит и Сицилию обосновались в Испании. «Испанией» называли Страну Мёртвых историки-рационалисты. На причастность Миля к Стране Мёртвых указывает имя его отца, Биле, бог смерти.
В Испании один из гойделов, Бергон, построил башню. Однажды, ясным зимним днём, Ит, сын Бергона и дед Миля, посмотрев на запад, увидел в морской дали Ирландию. Ит был так очарован видением, ему так хотелось попасть в неизвестные земли, что, не внимая уговорам брата, уверявшего, что это не земля, а только облако, отправился с войском из ста пятидесяти человек к берегам Ирландии.
В то время страной правили три внука Дагды: короли Мак Куйлл с женой Банбой, Мак Кехт с супругой Фотлой и король Мак Грене, женатый на Эриу. На самом деле мы сталкиваемся здесь с привычкой кельтов разбивать божества на триады, и по сути три короля — одно существо. Имя Мак Грене означает Сын Солнца. А имена божественных супруг использовались для обозначения самой Ирландии, правда, прижилось только третье имя (см. ниже), которое в родительном падеже, Эрин, используется как поэтическое название Ирландии.
Высадившись, Ит обнаружил, что король Племён богини Дану, Нет, только что пал в битве с фоморами, и его сыновья пытаются поделить башню. Наследники приветствовали Ита, и попросили его высказать своё мнение, на что гойдел ответил: «Поступайте по справедливости, ибо земля, где вы живёте, прекрасна, она богата плодами и мёдом, хлебом и рыбой, и умерен здесь жар и холод». Короли расценили эти слова как виды Ита на Ирландию, поэтому они убили гостя. Гойделы смогли забрать тело убитого и доставить его в Испанию, где весь род Ита поклялся отомстить Племенам богини Дану.
В ту самую ночь, когда пришли гойделы, желающие отмщения, появилось новое озеро Лох Луигдех, названное в честь имени сына Ита, Лугайда. Здесь состоялась первая битва с Туата Де Дананн при горе Слиаб Мис, которая с тех пор считается несчастливой для Сыновей Миля. Далее гойделам пришлось сразиться с демонами, насланными чарами туатов.
После этого захватчики двинулись вглубь страны, где вначале встретили богинь Банбу и Фотлу, просивших гойделов назвать страну их именем, это было обещано обеим богиням. Но в центре Ирландии, захватчики встретили Эриу, которая обещала процветание стране, если новое племя даст её имя этим землям. Поэт Аморген, обещал это богине. Наконец, гойделы встретили и королей туатов, которые попросили трёхдневной отсрочки, чтобы решить, покинуть страну или дать бой. Гойделы согласились, но туаты просили захватчиков на кораблях отойти от Ирландии за «девятую волну», чтобы их приход через три дня не был неожиданностью для ирландцев. Сыновья Миля согласились и на это.
Однако это была уловка со стороны Племён богини Дану. Когда через три дня гойделы поплыли обратно к берегу, друиды туатов отвели глаза Сыновьям Миля, и те видели только крутые скалы взамен берегов. Кораблям пришлось трижды обогнуть остров, прежде чем гойделы смогли-таки найти место для высадки. Но тогда туаты подняли бурю, а туман скрыл остров от глаз Сыновей Миля. Корабли заблудились. Желая выяснить, естественная это буря или вызванная чарами, младший сын Миля, Эреннан, взобрался на самую высокую мачту, но, не удержавшись, упал с неё. Правда, пока он падал, он успел крикнуть «Наверху бури нет», а значит, буря была не естественного происхождения. Тогда Аморген запел волшебную песню, обращённую к земле Эрин, и буря стихла.
После всех невзгод и препятствий Сыновья Миля высадились на берегу и дали сражение туатам при Таильтиу (в Уладе), в котором погибли три короля и королевы Ирландии. Оставшийся народ туатов под предводительством Мананнана скрылся под покровом невидимости в потустороннем мире Сид от захватчиков, но Ирландию Племена богини Дану так и не покинули. Интересно, что при туатах в потустороннем мире обитали фоморы. Теперь сами туаты стали аналогом фоморов для Сыновей Миля: из их числа некоторые гойделы берут себе жён, туаты провоцируют раздоры и управляют тем, что порождает земля Ирландии.